Защита диссертации Сурковой Светланы Сергеевны на соискание степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D04201 - Юриспруденция»
В Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева состоится защита диссертации на соискание степени доктора философии (PhD) Сурковой Светланы Сергеевны на тему «Административно-правовое регулирование защиты прав человека от семейно-бытового насилия в Республике Казахстан» по образовательной программе «8D04201 – Юриспруденция».
Диссертация выполнена на кафедре «Конституционного и гражданского права» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева.
Язык защиты - на русском.
Официальные рецензенты:
Алибаева Гульнар Айтчановна – доктор юридических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Университета Кунаева (г. Алматы, Республика Казахстан);
Мицкая Елена Владимировна – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса Южно-Казахстанского университета им. М.Ауезова (г. Шымкент, Республика Казахстан).
Временные члены Диссертационного совета:
Калыбаева Алия Абдысатаровна – доктор юридических наук, доцент Кыргызско-Китайский институт Кыргызского Национального университета им. Ж. Баласагына (г. Бишкек, Кыргызская Республика);
Жатканбаева Айжан Ержановна – доктор юридических наук, доцент, судья Конституционного Суда Республики Казахстан (г. Астана, Республика Казахстан);
Жетписов Серик Кожанович – доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Правоведение» Торайгыров университета (г. Павлодар, Республика Казахстан);
Жанибеков Акынкожа Каленович – доктор PhD, и.о. профессора, заместитель декана по учебной, методической и воспитательной работе юридического факультета Казахского национального университета имени аль-Фараби (г. Алматы, Республика Казахстан).
Научные консультанты:
Сактаганова Индира Советовна – кандидат юридических наук, профессор кафедры Конституционного и гражданского права Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан);
Юджель Огурлу – доктор права, профессор Балыкесир университета (г. Балыкесир, Турецкая Республика).
Защита состоится: 1 августа 2024 года 15:00 часов в Диссертационном совете по направлению подготовки кадров «8D042 – Право» по образовательной программе «8D04201 – Юриспруденция» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Проведение заседания диссертационного совета в смешанном (оффлайн и онлайн) формате.
Ссылка: https://sul.su/wGem
Адрес: г. Астана, ул. К. Сатпаева, 2, Главный корпус, ауд. №302.
Аннотация (рус.): Общая характеристика работы. Диссертационное исследование посвящено теоретико-правовым проблемам семейно-бытового насилия; административно-правовому регулированию защиты прав человека от семейно-бытового насилия; социальным фактором риска возникновения данного насилия; изучение административно-правовых мер защиты, а также роли уполномоченных органов в противодействии, профилактике и защите права человека от семейно-бытовых конфликтов. Исследованы также международные правовые нормы, регулирующие противодействие насилию в семье и их влияние на казахстанское административное законодательство. Определённое внимание уделено раскрытию основных направлений правовой защиты лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию на примере Республики Казахстан, и имеющиеся проблемы в законодательстве с целью их устранения. Актуальность темы исследования. Конституция Республики Казахстан (далее – Конституция РК) гласит: «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 17). Учитывая объективную необходимость в более полной и эффективной реализации данной нормы, в настоящей диссертации определены значение и роль административно-правовых актов, международных правовых норм, регулирующих механизм защиты института семьи, а также роль государственных органов и общественных объединений в противодействии семейным бытовому насилию. Актуальность темы также обусловлена особым вниманием мирового сообщества и государств к проблемам семейно-бытового насилия, поскольку при этом нарушаются фундаментальные права и свободы человека. Предотвращение и профилактика данного вида правонарушений является актуальной темой демографической политики Республики Казахстан, поскольку рост насилия напрямую отражается на безопасности общества, семьи и личности. Насилие в семье затрагивает все социально-экономические слои общества, наносит непоправимый вред здоровью людей, часто приводит к смерти и нелегко выявляется. В Казахстане ежедневно в полицию поступает около трехсот заявлений по фактам бытового насилия. Ежедневно в стране из-за этой безнравственности погибают не менее восьмидесяти женщин. В 2023 году около 150 получили серьёзные ранения, 200 – средней степени тяжести и более 4000 – лёгкие ранения. И эти данные вызывают тревогу, поскольку, особенно женщин и детей – избивают, калечат и убивают. За 10 месяцев 2023 года к административной ответственности за указанные правонарушения было привлечено 50000 человек, а к уголовной – 700 человек. Согласно статистики Всемирной Организации Здравоохранения, 736 млн. женщин подвергаются физическому насилию хотя бы раз в жизни, из них более 640 млн. (87%) женщин и девочек в возрасте от 15 лет пострадали от агрессивных действий со стороны партнёров; от 94 до 99% пострадавших от домашнего насилия испытали на себе разные формы экономического насилия, 60% из них потеряли работу в результате давления со стороны партнёра. Учитывая опасность семейно-бытового насилия не только в причинении вреда и гибели человека, сиротства и травмах детей, но и в подрыве института семьи и социальных связей, девальвирование высших ценностей человека: его жизни, здоровья и неприкосновенности, Парламентом РК в апреле 2024 года были приняты законы Республики Казахстан: «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей». Поправки в указанные законы направлены на совершенствование правовых, социальных, институциональных и иных основ государственной семейной политики, усиление защиты прав женщин и безопасности детей, ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение их безопасности, профилактику насилия в семейно-бытовой сфере. Если проследить вкратце историю «криминализации» семейно-бытового насилия в Республике Казахстан, то она выглядит следующим образом: до 2017 года в стране за случай домашнего насилия могли привлечь по двум статьям Уголовного кодекса Республики Казахстан – за причинение лёгкого вреда здоровью (ст. 108) и за побои (ст. 109) с наказанием в виде ареста, штрафа, исправительных или общественных работ; затем, в июле 2017 года был принят закон, декриминализировавший эти статьи (нанесение побоев и причинение лёгкого вреда здоровью стали административными правонарушениями). Декриминализация физического насилия в прошлом была ошибкой, так как рост правонарушений в семейно-бытовой сфере не снижался. Указанные выше два закона, принятые в 2024 году, ужесточили ответственность за домашнее насилие, то есть подверглись криминализации: введена уголовная ответственность за домашнее насилие, пожизненное лишение свободы за убийство и сексуальное насилие в отношении детей. Введены также дополнительные меры для защиты лиц, которые подверглись агрессии и насилию (ответственность за буллинг, за пропаганду самоубийства, за высаживание детей из автобуса). Как видно из последних изменений, исследуемая нами тема не может быть раскрыта без одновременного изучения и анализа не только административно-правовых мер защиты прав человека от семейно-бытового насилия, но и уголовно-правовых, поскольку именно криминализация административных правонарушений является актуальнейшей проблемой сегодняшнего дня. В этом контексте также возникает необходимость исследования проблем, связанных с профилактикой семейно-бытового насилия, на что обращено в диссертации особое внимание. Действенный правовой механизм защиты жертв семейного насилия может сложиться именно в условиях реализации различных профилактических мер не только со стороны государственных органов, но и общественных организаций, на что, к сожалению, не всегда уделяется должное внимание. Именно профилактические меры являются наиболее слабыми, уязвимыми и фактически не дающими должного результата мерами в настоящее время, что видно из приведённых выше статистических данных. На пути формирования эффективных профилактических мер в противодействии семейно-бытовому насилию существуют различные препятствия: недостаток четкой регламентации научной терминологии, степень распространённости насилия над пожилыми людьми (геронтологическое насилие) и насилие над инвалидами, несовершенство нормативной правовой базы, слабое межведомственное взаимодействие и т.п. По мнению зарубежных экспертов, новые законы 2024 года предусматривает усиленные механизмы защиты, но имеют недоработки в виде отсутствия реальной защиты женщин от насилия в семье; домашнее насилие должно быть отдельным криминальным правонарушением; отсутствие мониторинга эффективности исполнения законодательства. Все указанные замечания безусловно, будут исправлены в процессе дальнейшей законотворческой работы, но на наш взгляд, в целях достижения «нулевой терпимости» к семейно-бытовому насилию следует особое внимание уделить профилактическим мерам, что и сделано в настоящей работе. Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное исследование особенностей правового регулирования, а также дополнительных административно-правовых способов защиты прав человека от семейно-бытового насилия, реализация которых повысит эффективность превентивных мер профилактики подобных правонарушений. Исходя из поставленной цели, определены и решены следующие задачи: – изучено содержание понятий «семейно-бытовое насилие», «бытовое насилие» и «домашнее насилие»; – проведена классификация семейно-бытовых конфликтов; – определён субъектный состав семейно-бытовых отношений с акцентом на слабые категории субъектов; – выявлены особенности отношений "жертва-преступник"; – исследована деятельность органов внутренних дел в противодействии правонарушениям в сфере семейно-бытового насилия; – изучено межведомственное взаимодействие государственных институтов в профилактике семейно-бытового насилия; – раскрыт потенциал общественных объединений в противодействии семейно-бытовому насилию; – изучены международные правовые меры превенции бытового насилия; – выработаны рекомендации по улучшению деятельности общественных объединений в противодействии семейно-бытовому насилию. Методологическую основу исследования составили общенаучные (диалектические, структурно-формальные, формально-логические), междисциплинарные и специально-юридические методы. В диссертации использованы методы, позволяющие более полно и объективно изучить проблему правовой защиты прав человека от семейно-бытового насилия. Анализ данных строился на статистической информации Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан за 2019-2023 гг. Новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нём проведено комплексное теоретическое и практическое исследование особенностей административно-правового регулирования защиты прав человека от семейно-бытового насилия с учётом последних изменений в административном и уголовном законодательстве. Научная новизна данного исследования представлена в следующих основных положениях, выносимых на защиту: 1. В Казахстане нет единого подхода к применению терминов «домашнее насилие», «бытовое насилие» или «семейно-бытовое насилие» что вызывает определенные сложности в правоприменительной практике. Указанное обстоятельство требует выработки единой научно обоснованной юридической терминологии, исключающей расширенное понимание статей, посвященных данному правонарушению. Под «семейно-бытовым насилием» насилием следует понимать «систематические противоправные действия, призванные морально, физически и материально унижать и ограничивать родного, близкого или иного другого человека, с которым ведётся совместное проживание, а также бывшими супругами, сожителями». 2. Установлено, что содержание «семейно-бытовые отношения», не в полной мере раскрывает категории лиц, подверженных бытовому насилию, ограничиваясь понятием «супругами, бывшими супругами, сожителями, близкими родственниками». Несмотря на то, что отсутствуют статистические данные по геронтологическому насилию и насилию над инклюзивными членами семьи, нуждающимися в помощи – совершение над ними бытового насилия имеет место быть. В связи с этим, их следует считать особой категорией лиц, нуждающаяся в помощи. Для более углубленного изучения семейно-бытового насилия нужна четкая статистика по каждой группе пострадавших, которыми, помимо женщин и девочек, могут быть мужчины, пожилые родители, братья-сестры, дети (мальчики). 3. Аргументировано, что под причинами возникновения бытового насилия следует понимать все те причины, ситуации, проблемы и конфликты, которые служат совершению семейно-бытового насилия. При этом неважно, вызваны они внутренними раздражителями или носят внешний характер. К таковым следует отнести: алкогольную зависимость, наркоманию, низкую заработную плату, низкий уровень образования, правовой грамотности и др. 4. Установлено, что особую роль играют правовые пути решения проблем профилактики домашнего насилия в отношении членов семьи, в частности правовые нормы, меры и способы, направленные на снижение опасной ситуации, образовавшейся в сфере семейно-бытового насилия. К ним можно отнести профилактические меры, меры социальной поддержки жертв насилия в семье; деятельность учреждений и организаций по предупреждению насилия в семье и оказанию помощи потерпевшим; ответственность должностных лиц за непринятие необходимых мер по предупреждению и защите членов семьи от насильственных посягательств. Также в эту группу входит содействие социальной адаптации лиц, совершивших правонарушения. 5. Установлено, что значительную роль в деле профилактики бытового насилия осуществляют Кризисные центры, а также Центры поддержки семьи, работающие с жертвами бытового насилия. Необходима выработка стандартов, определяющих их работу, количественное соотношение в городах, районных центрах, указанием объема и видов оказываемых услуг с предъявляемыми требованиями к ним и к работникам. 6. Важным при работе с жертвами бытового насилия и понимания общей картины в рамках страны являются достоверные статистические данные, собираемые с кризисных центров и институтов гражданского общества для возможности их использования в последующем анализе с целью достоверного научного предвидения и эффективного регулирования правоотношений в данной сфере. Сегодня реальность такова, что кризисные центры ведут самостоятельную статистику, поскольку нет единых требований к её оформлению. Решение данной проблемы видится в создании единых форм статистической отчетности по обращениям в данные центры. Наряду с этим, статистические данные кризисных центров должны быть внедрены в единую информационную базу о правонарушениях в семейно-бытовой сфере уполномоченного органа. Также для выявления причин домашнего насилия необходимо создать Реестр правонарушителей в семейно-бытовой сфере. 7. В настоящее время возникают проблемы в ситуациях, связанных с активизацией преследования лиц как незнакомыми людьми, так и знакомыми. Считаем необходимым введение в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» статьи «Преследование» со следующим содержанием: «антисоциальное поведение, которое содержит в себе домогательство, действия, вызывающие чувства угрозы, преследование, проявляющееся в различных формах, в том числе и с использованием сети интернет, происходящих систематически». Данную статью считаем необходимым дополнить частью второй: «действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении лица, состоящего или состоявшего с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях». 8. Доказано то, что средства массовой информации имеют определенный охват всех сторон связей человека с окружающим обществом. В то же время, данная информация обязательно должна отвечать общественным интересам для их нормального развития и функционирования. Поэтому актуальной проблемой является информационное поле СМИ, точнее то, какую социальную «окраску» распространяет данная информация. В этой связи считаем необходимым предусмотреть административную ответственность за распространение публичного призыва к примирению лиц, состоящих в семейно-бытовых отношениях, заведомо известных теле-, радио, видеовещанию о нахождении данных лиц в трудной жизненной ситуации, связанных с бытовым насилием. 9. В связи с тем, что действие пилотного проекта «Соседский присмотр» дало положительные результаты в противодействии правонарушениям, в том числе и с бытовым насилием, полагаем данный проект ввести повсеместно на территории Казахстана на постоянной основе, что послужит формированию неравнодушия населения к совершаемым правонарушениям. 10. Обеспечение превентивных мер должно проводиться в циклическом ключе: школа–СУЗ/ВУЗ–психологические кризисные центры помощи семьям–информирование общественности. Эти меры позволят затронуть все субъекты бытового насилия: – ввести в школьные классные часы обязательные темы о бытовом насилии с участием школьных участковых инспекторов с целью грамотного разъяснения причин правонарушений и их последствий; – проводить воспитательные кураторские часы со студентами о бытовом насилии с привлечением правоохранительных органов, психологов, специалистов кризисных центров; – утвердить единую цифровую площадку для более рационального подхода к информированию общественности Центром поддержки семьи, местным государственным управлением и самоуправлением, Уполномоченным по правам ребенка, что в полной мере будет способствовать повышению правовой грамотности населения и развитию активной гражданской позиции нетерпимости к бытовому насилию. 11. Следует законодательно предусмотреть материальное обеспечение на содержание жертвы бытового насилия на период расследования дела и до вынесения решения судом в размере минимальной заработной платы, установленной Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете» на момент совершения правонарушения.